Igramafia2.ru

Igramafia2.ru - перевивной проект

Сабурова, Соломония Юрьевна
Имя в миру:

Соломония Юрьевна Сабурова

Рождение:

1490 год(1490)

Смерть:

18 декабря 1542(1542-12-18)
Суздаль

Монашеское имя:

София

Почитается:

с XVI в.

Главная святыня:

мощи в Суздальском Покровском женском монастыре

День памяти:

29 декабря, 14 августа

Покровительница:

Суздаль

София Суздальская (в миру — Соломо́ния Юрьевна Сабурова; ок. 1490 — 18 декабря 1542) — первая жена Великого князя Василия III. Канонизирована Русской церковью в лике преподобных. День памяти — 29 декабря (16 декабря по ст. ст.) и 14 августа (1 августа).

Содержание

Биография

Дочь боярина Юрия Ивановича Сабурова. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью.

Сестра Соломонии, Мария, была женой князя Василия Семеновича Стародубского, а брат Богдан станет отцом царевны Евдокии Сабуровой, чья судьба во многом будет схожа с судьбой тётки.

Брак и развод

4 сентября 1505 года Василий Иоаннович женился на Соломонии. Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны (по образцу смотрин невест для византийских императоров). После двадцати лет брака, Соломония так и не родила. Боясь, что возможные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. Это решение трагически скажется на истории рода Рюриковичей и всей России. В 1525 году князь решается развестись с Соломонией[1]:45.

Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана.

«Ты мне, недостойному, даешь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя», — ответил в 1525 году Василию III инок Вассиан на его вопрос о возможности развода с супругой[2].

В начале следующего (1526-го) года великий князь женился на юной Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского, от коего брака родился Иван Грозный.

Василий III на гравюре западноевропейского мастера

Подобный развод с насильственной ссылкой жены в монастырь оказался беспрецедентным в истории Руси, хотя за первым подобным случаем в следующих поколениях Рюриковичей и Романовых последовали и другие. Он вызвал большое неодобрение в обществе.

В лето 7031 Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Елену взят за собя. А все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит.[3]
Псковская летопись

Постриг

25 ноября 1525 Соломонию насильно привели в Московский Богородице-Рождественский монастырь и постригли с именем София.

Постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?». И тогда Соломония облеклась в иноческую ризу, будто бы молвив: «Бог отомстит моему гонителю!»[4].

Позже её перевели в Покровский монастырь г. Суздаля, который она патронировала ещё с 1518 г. как великая княгиня. Там она смирилась и начала вести праведный образ жизни. Во время регентства Елены Глинской, согласно некоторым источникам, была выслана в Каргополь, а потом вернулась в Суздаль. Через 17 лет иночества сестра София скончалась.

Канонизация

Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет её преподобномученицей. При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, её уже чтили как святую. На гробнице Софии случались чудесные исцеления, а в 1609 году, во время нашествия поляков, она спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь.

Покровский монастырь. Совр. фотография

В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. В середине XVIII в. встал вопрос о канонизации. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной. Наконец, по благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на 1916 г. С 1984 г. специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь почитает преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница»[5].

Мощи

Её похоронили в Суздальском Покровском монастыре. Могила была очень почитаема, но так как согласно завещанию инокини, её погребли в земле, мощей её не тревожили до 1990-х гг. (14 августа 1995 — торжественное обретение мощей), когда монахи Московской патриархии пожелали иметь почитаемую святыню. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленными, но после вскрытия сразу истлели, то есть осыпались[6]. Поэтому теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.

Иконография

Икона XVII века из Покровского собора, Суздаль
Аки Евдокия: схима-празелень, мантия-багор, в руках обеих свиток, испод-санкирь, а инде пишет мантия у ворота стегнута, у подолу узлом связана, под мантиею руце видет, правая молебна, а в левой свиток.

Легенды

Аллегория тиранического правления Ивана Грозного
  • Все вселенские патриархи осудили развод великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью (Иоанна Грозного):
Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают.
  • Существует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надежные руки, а сама объявила, что новорожденный скончался. По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором сложена некрасовская «Песня о двенадцати разбойниках». Этой историей очень интересовался Иоанн Грозный (ведь сын Соломонии оказался бы его старшим братом и более законным наследником). Царь потребовал все архивы, касавшиеся дела Соломонии. При реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено тайное захоронение, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки[7]. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы[8].

«Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не желала показать ребенка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребенка, а когда он облечется в величие свое то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко». (Герберштейн)

Источники

В культуре

См. также

Ссылки

  • Мнения историков о «реальности» сына Сабуровой
  • Житие преподобной
  • Современная икона

Примечания

  1. Т.13, 1 половина
  2. Н.Тальберг. Святая Русь
  3. Соломония Сабурова и второй брак Василия III
  4. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
  5. Преподобная София (Православный календарь)
  6. Слово в день памяти преподобной Софии Суздальской
  7. «Невидимка» XVI века? — «Знание-Сила» № 6/1971 (теории о младенце «кн. Георгии Васильевиче» и настоящем отце Ивана Грозного)
  8. Тайна Соломонии Сабуровой

Литература

  • Лурье Я. С. Возрождение домыслов о сыне Соломонии Сабуровой и опричнине // Русская литература. 1986. № 6. С. 114—119;

Сабурова, Соломония Юрьевна.