Igramafia2.ru

Igramafia2.ru - перевивной проект

Древнерусская народность культура, древнерусская народность в.в седов, древнерусская народность седов в в
Русь

Русь в XII веке
Самоназвание

русь, русьскыи люди, совр. восточные славяне

Археологическая культура

Древнерусская

Язык

древнерусский

Религия

язычество, христианство

Расовый тип

европеоиды

Входит в

славяне

Родственные народы

южные и западные славяне

Происхождение

праславяне

Древнерусская народность или древнерусский этнос — согласно распространённой историографической концепции, единая этнокультурная и социальная общность, которая сформировалась в процессе этногенеза из восточнославянских племён в X—XIII веках в Киевской Руси. В рамках этой концепции считается, что все три[1] современных восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция имеет как своих сторонников, так и противников.

Содержание

История возникновения

Идея о единстве восточных славян в древнерусскую эпоху восходит к позднелетописным источникам и историческим сочинениям XVII века[2]. В Киевском синопсисе, авторство которого приписывают архимандриту Киево-Печерской лавры Иннокентию Гизелю, изложена концепция про древнее единство «русских народов», которая предопределила взгляды большинства историков XVIII и XIX веков на всех восточных славян как на представителей единого русского народа[2]. В российской историографии XIX века время от времени возникали споры относительно «первородства» и преимущества на наследие Киевской Руси, которые отдельные представители малороссов (Маркович, Максимович) или великороссов (Погодин) приписывали именно своей ветви. Эти противоречия пытался сгладить Александр Пресняков, в 1907 году утверждавший что у украинцев, русских и белорусов равные права на наследие Древней Руси, которая сформировала продолжавшую существовать новую «триединую» историческую народность ("триединый русский народ")[2]. Параллельно, идея древнерусского единства поддерживалась и филологами, показавшими существования единого древнерусского языка, который распался впоследствии на несколько родственных языков. Наиболее влиятельные труды по этому вопросу принадлежат Александру Востокову, Измаилу Срезневскому, Алексею Соболевскому, Алексею Шахматову[2].

В противовес данной концепции Михаил Грушевский ввёл в обиход тезис об отдельности этногенезов украинцев и русских. Этот взгляд стал доминирующим в историографии украинской диаспоры и получил некоторое распространение в современной украинской науке. [2] [3]

В своём современном виде, концепция возникла в советской историографии 1930-х годов, когда статус белорусов, русских и украинцев как трёх народов уже не подлежал сомнению. Советские учёные сформулировали Киевскую Русь как «общую колыбель» восточнославянских народов, которые образовались в XIV—XV веках. Борис Греков выдвинул предположение об этническом единстве восточных славян в предшествующую разделению эпоху. Теоретическое и фактическое наполнение оно обрело в 1940-е годы благодаря трудам украинца М.Петровского, россиян А.Удальцова и Владимира Мавродина. Именно Мавродину принадлежит авторство термина «древнерусская народность». Впервые он был употреблён в 1945 году в монографии «Образование Древнерусского государства».[2].

Проблематика древнерусской народности пережила масштабную дискуссию в начале 1950-х гг.[4]. Она была обоснована Сергеем Токаревым, в её разработке также приняли участие археологи Пётр Третьяков и Борис Рыбаков.[5] Существенная роль в оформлении и дальнейшем развитии концепции признаётся за советским историком и историографом, специалистом по эпохе феодализма Львом Черепниным.[6] Тщательному анализу она была подвергнута также Петром Толочко, пришедшему к выводу о существовании единой древнерусской народности.[7]

Признаки единой народности

К признакам единства, которые позволяют говорить о единой народности, относят общность литературного и разговорного языка (при сохранении местных диалектов), общность территории, определённую экономическую общность, единство духовной и материальной культуры, общую религию, одинаковые традиции, обычаи и право, военное устройство, общую борьбу против внешних врагов, а также наличие сознания единства Руси[2].

Сторонники и противники

К славистам, которые в своих трудах также поддерживали концепцию древнерусской народности, относятся:

К славистам, отрицающим существование единой древнерусской народности, относятся:

См. также

Примечания

  1. Некоторые специалисты считают, что русины не являются этнографической группой украинцев и выделяют их в четвёртый восточнословянский этнос
  2. ↑ Енциклопедія історії України. У 5 т. / Редкол В. А. Смолій та ін. — Інститут історії України НАН України. — Київ: Наукова думка, 2003. — Т. 2. Г-Д. — С. 275-276. — 528 с. — 5000 экз. — ISBN 966-00-0405-2
  3. Толочко П.П. Древнерусская народность: воображаемая или реальная. - СПб.: Алетейя, 2005
  4. Первые дискуссии в академической среде по проблеме древнерусской народности (начало 1950-х гг.) // Вестник Удмуртского университета. История и филология. : научный журнал. — 1810–5505.
  5. Русская земля в первой половине XII века: из наблюдений над текстом Ипатьевской летописи за 1110-1150 годы : научный журнал. — Ижевск: Вестник Удмуртского университета. История, 2007. — В. 6. — С. 26-41. — 1810–5505.
  6. Історіграфічні дослідження в Україні / Голова редколегії В. А. Смолій. — Київ: НАН України, 2007. — Т. 17. — (39-68).
  7. Краткое изложение содержания книги от издателя
  8. Древнерусская народность: воображаемая или реальная
  9. Дворниченко А. Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия — М. : Весь мир, 2010
  10. Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель. / Вопросы истории. 1991, № 2—3.
  11. Возрождение Великороссии и судьбы восточных славян // Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства / В. Т. Пашуто, Б. Н. Флоря, А. Л. Хорошкевич ; Отделение истории АН СССР. — М.: Наука, 1982.
  12. Седов В. В. Древнерусская народность: Историко-археологическое исследование. — М., 1999.
  13. Тихомиров М. Н. Значение Древней Руси в развитии русского, украинского и белорусского народов // ВИ. 1954. № 6. С. 19-23.
  14. Древнерусские традиции и борьба восточнославянских народов за воссоединение // Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства / В. Т. Пашуто, Б. Н. Флоря, А. Л. Хорошкевич ; Отделение истории АН СССР. — М.: Наука, 1982.
  15. Фроянов И. Я. Князь как общинный чиновник // Родина. 2002
  16. Исторические судьбы белорусских и украинских земель в XIV —начале XVI в. // Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства / В. Т. Пашуто, Б. Н. Флоря, А. Л. Хорошкевич ; Отделение истории АН СССР. — М.: Наука, 1982.
  17. 3агарульскі Э. М. Заходняя Русь IX—XIII стст. — Мн., 1998. — С. 218.
  18. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.), курс лекций
  19. Штыхаў Г. В. Крывічы. — Мн.: 1992. — 101—104.
    Штыхаў Г. В. Да праблемы старажытнарускай народнасці // Гісторыя Беларусі: У 6 т. — Т. 1: Старажытная Беларусь. — Мн., 2000. — С. 326—328.

Литература

  • Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства. — Л., 1945.
  • Третьяков П. Н. У истоков древнерусской народности. М.: Наука, 1970.
  • Лебединский М. Ю. К вопросу об истории древнерусской народности. — М., 1997.
  • Седов В. В. Древнерусская народность: Историко-археологическое исследование. — М., 1999.
  • Толочко П. П. Древнерусская народность: воображаемая или реальная. — СПб.: Алетейя, 2005.

Древнерусская народность культура, древнерусская народность в.в седов, древнерусская народность седов в в.

Булдакский сельсовет, Nephotettix, Аушигерская ГЭС, Баба Корнелиу, Ахмадиева, Дильназ Муратовна.