Igramafia2.ru

Igramafia2.ru - перевивной проект

Всенощная

Все́нощное Бде́ние (также разг. все́нощная (сущ.); в Типиконе церк.-слав. бдѣніе; греч. αγριπνία; παννυχις; лат. vigilia) — общественное богослужение установленного чинопоследования в православии, которое при строгом соблюдении устава должно продолжаться от захода солнца до рассвета. Аналогичная служба в неправославных христианских церквях — см. вигилия.

В более широком смысле — аскетическая практика отказа от сна в целях продолжительного молитвословия в ночное время суток.

Содержание

История

Практика ветхозаветной Церкви не знала регулярной ночной молитвы. Но уже в писаниях апостольских мы встречаем частое упоминание всенощных молений: Лк.6:12; Лк.9:28-36; Мф.26:36-45; Деян.16:25. О частых бдениях пишет апостол Павел: 2Кор.6:5; 2Кор.11:27.

Наставление бодрствовать и трезвиться, памятовать о Втором пришествии Христа: 1Пет.5:8; 1Кор.16:13; Кол.4:2; 1Фес.5:6; Откр.3:2-3; Откр.16:15, непрестанно молиться: 1Фес.5:17; Еф.6:18.

В записях западной паломницы Эгерии находим подробные сведения о ночных бденных службах в Иерусалиме и его окрестностях в IV веке.

Отцы Церкви объясняют практику ночного бдения эсхатологическими ожиданиями Второго пришествия Христа и наступления Царства (Тертуллиан. De orat. 29; Киприан Карфагенский. De orat. Dom 36; Hist. mon. Aeg. Prol. 7) и стремлением избежать греха (Ps. Athanas. De virgin. 33).

Термин αγριπνία (агрипни́я, буквально: «отсутствие сна») применительно к ночным богослужениям находим у Василия Великого (ок. 330379) , который пишет, что таковые имели повсеместное распространение на Востоке и совершались в канун воскресных дней в течение всего года, в святую ночь Пасхи, праздника Богоявления и дней памяти святых мучеников [1].

Всенощное бдение было основным отличием Иерусалимского устава от первоначального Студийского.

Уставные указания и сложившаяся практика

По принятому ныне в Русской Церкви уставу, совершается накануне: двунадесятых праздников; великих праздников; Недели (воскресного дня); некоторых средних праздников, отмеченных в уставе крестом в полукруге; а также храмовых (престольных или местных) праздников. Практически, повсеместное обыкновение в Русской Церкви — совершать бдение вечером между 17:00 и 22:00 часами по местному времени; в приходской практике редко продолжается более 3 часов.

В греческих Церквах совершается в отдельных случаях на Афоне, где может продолжаться более 10 часов. Обычная практика в греческих Церквах — совершать вечерню и утреню раздельно, причём утреня непосредственно предваряет совершение литургии.

Пасхальное бдение в Великую субботу, по уставу, состоит из великой вечерни, литургии Василия Великого, благословения хлебов, великого чтения из Деяний и паннихис, обычно именуемой пасхальной полунощницей. На практике первая часть сего последования совершается утром в Великую субботу; 2-я (начиная с великого чтения) — в начале пасхальной ночи, после чего следует пасхальная утреня.

Состав и символика

Обычно состоит из великой вечерни с литиёй и благословением хлебов, праздничной утрени и первого часа.

Символика службы — история Церкви: как Ветхозаветной, так и Новозаветной и ожидание Второго пришествия Иисуса Христа.

Отличительные признаки вечерни в составе бдения:

  1. начинается не с обычного возгласа, а с возгласа утрени Слава Святей;
  2. предначинательный псалом 103-й не чтется, но поётся и сопровождается каждением всего храма;
  3. По просительной ектении — лития и благословение хлебов (на обычной воскресной всенощной не совершается, за исключением приготовительных недель к Великому посту, первой (Торжество Православия) и третьей (Крестопоклонной) недель Великого поста).

Утреня совершается полностью по чину праздничной или воскресной; начинается с чтения шестопсалмия. По окончании праздничной (но не воскресной) утрени устав предписывает помазание елеем «от кандила святого». По сложившейся в первой половине XX века практике Русской Церкви помазание елеем бывает на всяком всенощном бдении.

Употребление термина в современной речи

В соответствии с традиционным литературным словоупотреблением, следует говорить: идти ко всенощной; вернуться от всенощной и т. д. Однако, вследствие утери церковной языковой культуры, в половине XX века получило распространение использование предлога на и с соответственно.

Также, в просторечии имеет место употребление термина применительно к ночному пасхальному богослужению, которое в действительности, по сложившейся в Русской Церкви практике, состоит из полунощницы, утрени, пасхальных часов и литургии.

См. также

Примечания

  1. Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви. — Богословские труды., сб. 18. М., 1978, стр.11

Литература

  • Всенощное бдение, всенощная // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Всенощное бдение // Православная энциклопедия. Том IX. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — С. 668-680. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-015-3
  • Успенский Н. Д., профессор ЛДА. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви // Богословские труды. — М., 1978. № 18. — С. 5-117.
  • Успенский Н. Д., профессор ЛДА. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви // Богословские труды. — М., 1978. № 19. — С. 3-70.

Ссылки

  • Всенощное Бдение. Великая Вечерня
  • КРАТКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ. Всенощное бдение
  • Фотоочерк о Всенощном бдении с комментариями священника Константина Пархоменко

Всенощная.