Igramafia2.ru

Igramafia2.ru - перевивной проект

Армяне в России
Армяне в России

Армянский храмовый комплекс в Москве
Самоназвание

Ռուսաստանահայեր

Всего: 1.182.388(перепись 2010), 3,500,000. (оценка)

Язык

армянский, русский,

Расовый тип

европеоиды

Этнические группы

черкесогаи, амшенцы, донские армяне

Армяне в России или Российские армяне (арм. Ռուսաստանահայեր) — жители России армянского происхождения. Согласно переписи 2010 года, в России проживало свыше 1182 тыс. армян[1]2001 г. — свыше 1130 тыс. ; в 1989 г. — свыше 532,4 тыс.)[2], однако по оценкам численность армян в России может достигать 3 млн. человек[источник не указан 167 дней].

Содержание

История

Армяне в Киевской Руси

Фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880-х)

Первые армяне начали проникать в Киевскую Русь после 988 года,в связи с браком между князем Киевской Руси Владимиром и сестрой императора Византии Василия, княгиней Анной Багрянородной. Вместе со своей невестой, князь Владимир Святославич привез из Византии большое число армянских священников, архитекторов, врачей и других специалистов,которых расселил в Киеве и его округе[источник не указан 207 дней]. В XI веке в Киевской Руси насчитывалось уже около 40 тысяч армян[источник не указан 207 дней]. Среди войск великого киевского князя в сражениях против половцев принимал участие армянский отряд[источник не указан 207 дней]. В "Житии преподобного Феодосия Печерского" рассказывается о его прениях с киевскими армянами о вере. В "Житии преподобного отца Агапита" (из "Патерика" Киево-Печерской лавры) упоминается искусный врач-армянин :"Бысть же в то время в граде Киеве врач некто, родом и верою Арменин, хитр зело во врачевании, яко прежде не быти таковому", который с "прилежанием врачеваше" Владимира Мономаха.

Армянские архитекторы участвовали в строительстве храмов и других объектов в разных городах Киевской Руси. В частности, они принимали участие в строительстве архитектурных шедевров Владимиро-Суздальского княжества. Во многих церквах и монастырях на Руси отдельные часовни, притворы и приделы посвящались армянским святым[3][4][5] .

Армяне на Северном Кавказе и Предкавказье

Армянская Апостольская Церковь святого Григориса. Дербент, V век

Первое появление армян на Северном Кавказе неизвестно, однако есть свидетельства, подтверждающие наличие значительного армянского населения на юге современной России уже в 1 веке до н.э. и связано это было с экспансией царя Великой Армении Тиграна Второго в 95-55 гг. до н.э. Хотя сама территория Северного Кавказа в состав Великой Армении не входила, но там располагался многотысячный контингент армянских легионов и их семей согласно договору о военном союзе между Тиграном и Понтийским царем Митридатом,в чьи владения входили Северное Причерноморье, включая Крым и прибрежные части современных Краснодарского края и Ростовской области. Дальнейшее расселение армян на Северном Кавказе происходит в раннем средневековье и связано с христианской миссионерской деятельностью Великой Армении, стремящейся распространить христианство среди своих соседей-язычников. В то время территория юга России входило в состав Аланского царства, главными жителями которой были ираноязычные аланы - прямые предки современных осетин. Существует история,записанная в "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци (5 век) о похищении аланской царицы Сатеник царем Великой Армении Арташесом (189-160 гг. до н.э.). В то же время, на территории современного Дербентского района Дагестана, в 4 веке , во время своей миссионерской деятельности, от рук язычников, погибает святой армянский католикос Григорис, канонизированный Армянской Апостольской церковью. На месте его смерти была возведена армянская церковь святого Григориса, которая вот уже 1600 лет является местом паломничества для множества верующих. В 680-885 гг. Дербент входил в состав Армянского эмирата. Новый массовый поток армян на Северный Кавказ, датируется 11-13 веками в связи с тюркским нашествием в Великую Армению и падением армянской столицы-города Ани. В районах Кубани к 14 веку насчитывалось ок. 11 армянских аулов, жители которых, позже основали город Армавир на территории современного Краснодарского края. В 17-18 веках десятки тысяч армян покинули территорию Восточной Армении (преимущественно Равнинный Карабах) и обосновались на территории современных Ставропольского края, Чечни и Дагестана, создав свои колонии близ Кизляра, Ставрополи, Моздока, а также основав город Сурб Хач ,соответствующий современному городу Буденновск Ставропольского края. Новый массовый поток армян на Северный Кавказ приходится на 19 век и особенно,на начало 20 века, в связи с трагическими событиями в Западной Армении . Практически все оставшееся в живых армянское население Трапезундского вилайета Османской Империи, между 1835-1916 гг., эмигрировало на Черноморское побережье Северного Кавказа, поселившись,в основном, в бывших адыго-черкесских аулах, чьи жители (шапсуги,убыхи и т.д.),наоборот, вынуждены были эмигрировать в Османскую Империю и поселились в свою очередь,в селах,оставленных армянами. Часть армян из города Эдесса Западной Армении, эмигрировали в современный Ставропольский край,где основали поселение с одноименным названием. К 1921 году на Северном Кавказе и Предкавказье, проживало ок. 150 тысяч армян, в 1989 году, в виду высокого прироста среди армян, их число превысило 400 тысяч. После 1989 года в регион хлынул новый поток армян, и связано это было с трагическими событиями на Южной Кавказе : грузино-абхазский конфликт, армяно-азербайджанская война, землетрясение в Спитаке и Ленинакане и т.д. В результате сотни тысяч армян из Южного Кавказа, вновь нашли свое убежище на Северном Кавказе. По состоянию на 2010 год, в регионе,по официальным данным, насчитывалось ок. 600 тысяч армян, но эти данные считаются искусственно заниженными, по данным армянских источников, число армян на Северном Кавказе и Предкавказье составляет ок. 2 миллиона человек.

Армяне в Крыму в VIII -XVIII веках

Руины монастыря Сурб Хач в Крыму

В VIII веке Крым находился в составе Византии, и армяне (являвшеся подданными Византии) переселялись из различных городов империи, находящихся на Армянском нагорье, в Крым.

В течение XI—XII веков налеты кочевников-сельджуков подрывают устои армянского региона и жители постепенно эмигрируют в другие области Византии, в том числе Крым. Среди первых поселений — Каффа (ныне — Феодосия), Солхат, Карасубазар (ныне — Белогорск), Орабазар (ныне — Армянск).

Стабильность региона позволила вести активную экономическую деятельность. Даже монгольское нашествие не сильно поколебало благополучие армянской общины Крыма.

Присутствие генуэзцев в Крыму также способствовало экономическому развитию. По мере усиления трудностей в Армении, в Крым переезжало всё больше поселенцев. В XII веке насчитывалось более сорока приходов армянских апостольских христиан, армяне стали второй по численности этнической группой Крыма (после крымских татар),количество армян было так велико, что некоторое время генуэзцы называли юго-восточное побережье Крыма "Морской Арменией",в частности в городе Каффа (современная Феодосия) армяне составляли 2/3 населения.

В 1475 году Крым перешёл туркам-османам, начались гонения на иноверцев, Крымское ханство стало союзником Османской империи.

Несмотря на усиление ислама в регионе, армянские общины продолжали существовать в Кафе, Карасубазаре, Балаклаве, Гёзлёве, Перекопе и Сурхате. В 1770-х годах в целях ослабления Крымского ханства, А. В. Суворов переселил все армянское и греческое население в Азовскую губернию. В 1783 году Крым перешёл к России.

Армяне в Поволжье в XII-XV веках

В XII веке армяне появляются в Волжске-Камской Болгарии, а к концу XIII века, относится основание армянских колоний на территориях Золотой Орды в городе Сарай-Берке. В XIV веке татары разоряют северные области Армении,в результате тысячи армянских пленных попадают в Астрахань. После падения Золотой Орды и образования Астраханского ханства армяне поселяются в его столице - Хаджи-Тархан.

Армяне в Московском государстве

Армянский переулок
Рисунок армянской церкви в Москве
М. Аверьянова

Армяне живут в Москве 800 лет. В Посаде была основана армянская колония и известно, что между армянами и жителями Москвы заключались браки и кумовство.

В ХVI веке пришлые тюркские племена окончательно уничтожают государственность в Армении и делят страну на Западную и Восточную Армении, вследствие чего,большое число армян покидают Армению и рассеиваются на обширных пространствах от Китая до Европы, много армян переезжают в Московскую Россию,основывая значительные колонии.

В основном, все эти колонии состояли из купцов, строителей, врачей, художников, ювелиров и ремесленников. Армяне в России пользовались особыми привилегиями, так ,например, по указу Ивана Грозного армяне пользовались налоговыми льготами. Тем самым царь стремился привлечь под свое подданство, по возможности, большее число армян. Благодаря этому в Россию приезжали различные мастера—«золотописцы», художники, чеканщики, ювелиры.

Понимание того, что армяне оказывали кардинальное, в положительном отношении, влияние на экономику страны, заставляло российских правителей создавать все новые и новые привилегии для армянства.

Согласно летописному источнику,в 1552 году,во время взятия Казании русскими войсками, армянские пушкари, состоявшие у татар на службе, отказались стрелять по русским войскам, а когда их принудили, то стреляли поверх голов. В благодарность армянам, Иван Грозный посвятил верхний ярус одного из девяти приделов Покровского собора в Москве (храм Василия Блаженного), построенного в честь взятия Казани, святому Григорию Армянскому.

В XVI веке, в Москве появляется гостиный «Арменский двор», куда завозятся товары со всех концов света.

Царь Алексей Михайлович способствовал поселению в Москве многих армян - купцов, ремесленников. В Московском Кремле при нём начал работать армянский художник Богдан Салтанов, его росписи в Кремле сохранились до сих пор.

В XVII веке, русские цари продолжали поощрять деятельность армянских купцов.

В 1660 году армянский купец из Новой Джуги Ходжа Закар Саградовым (Шариманян) подарил русскому царю Алексею Михайловичу, алмазный трон.

«1660 года, Великому Государю Царю Алексею Михайловичу челом ударил Кизилбашскаго шахова бляжняго человека Ихто Модевлетова, купчина Армянин Захарей Сарадаров в дарех: кресла оправлены золотом с каменьи, с алмазы и с яхонты и с жемчуги, по оценке 22,591 руб. алтын».

Для украшения трона армянские купцы приобрели в Индии огромное количество драгоценных камней в числе которых 800 замечательных алмазов. Трон обложен золотой басмой и чеканными сетчатыми накладками, которые были украшенны драгоценными камнями. Из четырёх столбиков основы сидения, на двух задних были поставлены два дополнительных, отклоняющихся назад столбика, образующих спинку. На спинке, покрытом чёрным бархатом, золотом и жемчугами вышиты два Гения. Одной рукой Гении держат трубу, а другой поддерживают корону сплошь покрытую алмазами, яхонтами и жемчугами. Груди Гениев также украшены яхонтами и жемчугами, а между ними расположена унизанная жемчугом надпись: «Могущественнейшему и непобедимейшему Московии Императору Алексею, на земле благополучно царствующему, сей трон великим искусством сделанный; да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659».

Этот удивительный алмазный трон сделал свое дело. Отчасти благодаря этому в 1667 между Россией и Армянской торговой компанией Нор-Джуги, был заключен договор согласно которому армянский купцам даровались привилегия свободной торговли на водных путях от Астрахани до Архангельска и право транзита через Россию в Западную Европу.

Это чудесное произведение искусства, ныне хранится в Оружейной палате Кремля, как памятник геополитического сотрудничества русских и армян.

Армянские архитекторы оставили значительный след среди памятников на всей территории Русского государства, а армянские купцы сыграли большую роль в деле укрепления торговых и культурных связей Руси не только с регионами лежащими на юге, но почти со всем миром, ведь армянским купцам удавалось добиться особых привилегий не только на Руси, но практически во всех странах мира.

Армяне в Российской Империи XVIII век

церковь св.Екатерины

После нескольких лет скитаний по Европе, и не добившись положительного ответа от европейских монархов на свой проект по освобождению Армении,армянский князь Исраэл Ори в 1701 г. прибыл в Москву, с целью обратиться к русскому государю Петру I. Петр I внимательно выслушал просьбу карабахских меликов (князей) о заступничестве от персидского ига, после чего царь обещал помочь Армении сразу же после окончания войны со Швецией. Исраэл Ори получил звание полковника русской армии и во главе специального русского посольства был направлен в Персию. Однако, планы Исраэла Ори не были реализованы полностью. По возвращении из Персии в 1711 году в Астрахани русский посланник Исраэл Ори скоропостижно скончался. Но Петр I, не забыл своего обещания начать войну за освобождение Армении, закончив войну со Швецией, он в 1721 году предпринял свой известный «Каспийский поход». Овладения армянским Карабахом, составляющим северные провинции Персии, тогда не состоялось, у Российской Империи ещё не было достаточных сил. Тем не менее, армяне узнали о возможностях реализации военно-политического содружества с Россией во имя освобождения своей страны. И в результате политические связи стали возрастать. После этого появились указы Петр I в которых он поощрял переселение армян в российские пределы. 10 ноября 1723 г. Петр I подписал указ, по которому армянам, жившим на Северном Кавказе и в прикаспийских областях, предоставлялся ряд привилегий, им отводилась места для поселений в прикаспийских территориях и предусматривалась значительная помощь. В эти годы из Карабаха в Кизляр, Моздок и другие города прибывали тысячи армянских поселенцев. Многие армяне за их вклад в развитие торговли России с зарубежьем получили дворянские титулы. Это известные и сегодня имена меценатов Лазаревых, Атрапетовых, Абамелек, Аргутинских, Деляновых, Лорис-Меликовых и других Вслед за Петром I политику переселения армян в Россию продолжила императрица Екатерина II.

Из указа Екатерины II: «Мы даем дозволение выходцам из-за Кавказских гор селиться и признаем за полезное основать города для армян».

С тех пор существуют города и районы компактного проживания армян в Краснодарском и Ставропольском краях, в Астраханской, Волгоградской, Ростовской и других областях России, в Николаевской, Херсонской, Одесской областях. Так на юге России появились города основанные и заселенные армянами. Это Нахичевань-на-Дону 1779 г. и прилегающие к городу пять селений, Григориополь 1792 год (ныне Приднестровье), Святой Крест (Буденновск) 1799 год, а немного позже был заложен Армавир 1837 году, (ныне Краснодарский край). Все эти поселения основывались с ведома, разрешения и по приказу российских правителей, в городах жили не только армяне, а также представители других национальностей, но при их закладке, армяне были подавляющим большинством. Помимо этого существовали обширные армянские общины в различных городах России: Каменец-Подольский, Астрахань, Москва, Санкт-Петербург и в других населенных пунктах. К тому же в XVIII веке, проводятся активные переговоры между армянским купечеством и российскими правителями по присоединению или точнее, по освобождению Восточной Армении из-под власти персидских шахов, а впоследствии предполагалась война за Западную Армению. Существовали проекты по освобождению Армении, в среде крупных армянских идеологов освободительного движения. Таких как: Иосиф Эмин (1726-1809 гг.), Мовсес Баграмян (гг. рожд. и смерти неизв. жил в середине XVIII в.), Шаамир Шаамирян (1723-1798 гг.) и других. Была написана конституция будущей свободной Армении представителями индийских армян. Кроме того, основные идеологи освободительного движения армянского народа свои надежды на освобождение Армении связывали с Российской империей.

Восточная Армения в составе Российской Империи 1828-1918 гг.

Армяне в Советской России в 1921-1991 гг.

Почтовые марки Армении:
Баграмян, Исаков, Бабаджанян, Худяков

Согласно официальной советской переписи 1926 года, на территории СССР проживало 1567568 армян, из которых 195000 (12.4%) проживали на территории РСФСР, главным образом в регионе Северо-Западного Кавказа и низовьях Дона. В самой Армянской ССР проживало 743 571 (47.4%). Армяне имели один из самых высоких показателей естественного прироста. Так,с 1926 по 1989 года,зафиксировано 3-х кратное увеличение численности армянского населения и это не смотря на гибель свыше 300 тысяч армян на фронтах Великой Отечественной войны и примерно столько же в сталинских концлагерях. К моменту распада СССР на территории страны проживало почти 5 миллионов армян, в том числе ок.600 тысяч на территории РСФСР. Сами армянские организации оспаривают эти цифры, считая, что во время советских переписей многие армяне умышленно записывались в "русские" и реальная численность армян в РСФСР на кануне его распада,должна была составлять около 1 миллиона человек.

Армяне героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Свыше 600 тысяч армян ушли на фронт, половина из которых не вернулись. Среди военачальников Советской Армии было 60 генералов и адмиралов-армян. Одним из организаторов Военно-Морского флота СССР и зачинателей научного направления в области истории военно-морского искусства быладмирал флота Союза ССР И.С.Исаков (Тер-Исаакян). В период войны на флоте он занимал высокие командные посты, вплоть до заместителя министра и начальника штаба ВМФ СССР. Его «Морской атлас» стал учебным пособием во многих академиях мира. Армянский народ дал Родине четырех маршалов – Баграмян, Бабаджанян, Худяков (Ханферянц), Аганов и одного адмирала флота СССР. Всего было три адмирала флота высокого ранга, это Исаков, Кузнецов и Горшков. Примечательно то, что перечисленные полководцы-армяне представляют все рода войск Вооруженных сил нашей армии. Для сравнения скажем, что вся Средняя Азия, все Закавказье (кроме Берия) и вся довоенная многомиллионная Москва не дали ни одного боевого маршала. Таманская стрелковая дивизия (единственная национальная дивизия в составе Советской Армии) под командованием генерал-майора Нвера Сафаряна участвовала в штурме Рейхстага. Плечом к плечу с русскими и другими народами СССР армяне героически защищали Москву и Ленинград, бились за Брест и Киев, Одессу и Севастополь, сражались у стен Сталинграда и на просторах Северного Кавказа, громили врага на Курской Дуге и на Днепре, участвовали в освобождении Украины и Белоруссии, прибалтийских республик и Молдавии, приняли участие в разгроме империалистической Японии.

Армяне в Российской Федерации

Стас Намин
Авраам Руссо
Церковь Святого Вардана Мамиконяна, Ставропольский край
Церковь Святого Саркиса, Красноярск

После распада СССР число армян, теперь уже в Российской Федерации, значительно выросло, за счет беженцев из Азербайджана, Абхазии, Нагорного Карабаха, так же армяне, наряду с русскими, покидали республики Средней Азии. Из самой бывшей Армянской ССР, около 600-700 тысяч армян вынуждены были переехать в Россию, в связи с Спитакским землетрясением, войной с Азербайджаном и экономическим кризисом,вызванным блокадой Армении со стороны Турции и Азербайджана. По некоторым данным, число армян в России может достигать 3-х миллионов человек. Армяне играют важную роль в общественной жизни России. Так, например, армяне представлены в правительстве (Чилингаров, Багдасаров и др.), в шоу-бизнесе (И.Аллегрова, В.Добрынин, Б.Киркоров, А.Руссо и др.), в науке, искусстве и во всех других сферах деятельности. 16 июня 2000 года в Москве был учрежден Союз Армян России . В 63 республиках, краях и областях Российской Федерации имеются региональные отделения Союза Армян России. Региональные отделения САР ведут активную работу, по всей стране строятся новые и восстанавливаются старые церкви, ставятся хачкары, открываются и успешно работают воскресные школы и культурные центры. Отмечаются исторические даты и национальные праздники. Издаются армянские газеты и журналы.

В жизни региональных отделений САР принимают деятельное участие президент САР А. А. Абрамян и члены правления организации, оперативно откликаясь на проблемы, возникающие в регионах.

В 1996-2011 гг. в Москве был построен Армянский храмовый комплекс, который станет резиденцией Патриаршего Экзарха (Главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви) и одним из духовных центров армян России.

Храм строится строго по армянским канонам. Скульптурные объёмы храма основаны на традициях классической армянской архитектуры. Здание храма размещается на стилобате, являющимся традиционным каменным основанием, характерным для церковной архитектуры Армении. За основу проекта главного объекта ансамбля храма взят тип классического христианского сооружения Армении.

Объемно-пространственное решение внутреннего пространства храма максимально приближено к кругу, обрамленному семью апсидами. На отметке +11.00 предусмотрен ярус-балкон для хора, галерея и служебные помещения. Барабан храма опирается на 8 пилонов. Шатер решён в виде складок из отдельных треугольных граней. Стилобат решён в двух уровнях.

Фасады храма и резиденции отделываются армянским охристо-оранжевым туфом. Мощение стилобата выполняется из гранитной брусчатки и гранитных плит. Парапеты и подпорные стенки так же облицовываются туфом различных оттенков, на полу мрамор и гранит. В наружной и внутренней отделке храма в качестве декора применены резьба по камню.

Высота кафедрального собора без креста составит 50 метров, длина и ширина — соответственно 40 и 35 метров, а диаметр купола составит 21 метр. Храм будет рассчитан на 1000 прихожан. Его площадь составит 25,1 тыс. квадратных метров. Под ним построят подземную автостоянку на 160 машиномест.

В 1992 году, была образована крупнейшая в России страховую компанию -Росгосстрах.

В июле 2003 года контрольный пакет акций компании в 78 % минус четыре акции был приватизирован.[6][7]

В 2007—2008 годах у ИФД КапиталЪ были выкуплены следующие страховые компании («КапиталЪ Страхование», «КапиталЪ Перестрахование», «КапиталЪ Медицинское страхование», «КапиталЪ Страхование Жизни»). Они продолжают вести бизнес под брендом Капитал.

1 января 2010 года на базе территориальных подразделений десяти страховых обществ Группы «Росгосстрах» создана единая федеральная компания ООО «Росгосстрах». Она стала правопреемником всех прав и обязательств бывших региональных и межрегиональных обществ Группы «Росгосстрах» перед их клиентами и партнерами. В рамках объединения к ООО «Росгосстрах» перешла вся региональная филиальная сеть.[8]

В сентябре 2010 года государство продало оставшиеся 13,1 % акций компании (одновременно утратила свою силу сохранявшаяся у государства «золотая акция»)[9].

Офис Росгосстраха в Вологде

Несмотря на своё название, ОАО «Росгосстрах» является частной компанией. 100 % компании принадлежат её президенту Данилу Хачатурову с партнёрами в лице ЗАО ИК Тройка Диалог[9].

Данил Хачатуров также является президентом ООО «Росгосстрах» [11].

В 2002 году, Александром Акоповым был учрежден ЗАО «Амедиа». В 2002 году «Амедиа» первой в России заключила договор на совместное производство с компанией Sony Pictures. Первым проектом этого тандема стал 127-серийный телероман «Бедная Настя», вышедший на экраны в 2003 году. Сериал был продан в 25 стран мира, включая страны СНГ, Китай, Скандинавские страны.

В сентябре 2005 года на канале СТС начинается показ 200-серийного сериала «Не родись красивой». Это проект стал одним из самых успешных российских сериалов за всю историю российского телевидения. По оценкам компании TNS Gallup Media ежедневно его смотрели около 7 миллионов телезрителей.

В 2005 году «Амедиа» начинает работать с Первым каналом. На экраны выходит историческая авантюрная мелодрама «Адъютанты любви», а в начале 2006 года — семейная сага «Любовь как любовь».

В 2005 году компания «Амедиа» занялась производством телепрограмм, в том числе юмористическими шоу «В субботу вечером» (2005) для СТС и «Вечер с Тиграном Кеосаяном» (2006) для «РЕН ТВ».

В 2006 году, указом президента Путина, было создано Объединённая авиастроительная корпорация, чьим президентом стал Михаил Погосян. Перед ОАО «ОАК» поставлена цель сохранить за Россией роль третьего в мире производителя самолётов, увеличив за 10 лет совокупную выручку предприятий, которые войдут в состав компании, с $2,5 млрд до $7–8 млрд. На начало лета 2008 года Объединённой авиастроительной корпорации принадлежало 100 % акций АХК «Сухой», 86 % МАК «Ильюшин», 90,8 % ОАО «Туполев», 38,2 % НПК «Иркут» и ряд других авиационных предприятий[12].

В январе 2009 ОАК, после передачи ещё части акций в уставный капитал, контролирует 49,64 % ИФК, 86,69 % ФЛК.[13]

В апреле 2010 года ОАК и украинская государственная компания «Антонов» договорились о создании компании, координирующей совместное производство самолётов Ан-124, производство самолётов Ан-148, Ан-70 и Ан-140.[14] Предполагается также, что ОАК получит контроль над «Антоновым» в обмен на пакет акций ОАК.[14]

В 1991 году была учреждена "Ассоциация российских банков", чьим президентом стал Тасунян Гарегин Ашотович. Ассоциация является ассоциированным членом в Банковской федерации Европейского союза, объединяющей около 3000 банков Европы.

Ассоциация является учредителем или соучредителем Московской межбанковской валютной биржи, Национальной ассоциации участников ипотечного рынка, Национального бюро кредитных историй, Московского клирингового центра.

В 1995 году была создана российская кинокомпания Централ Партнершип, чьим владельцев является Рубен Дишдишян. Занимается дистрибуцией и производством теле- и кинофильмов. В её состав входят студия «Централ Партнершип», дистрибьютор кино- и телеправ «Централ Партнершип Sales House». Компании принадлежит крупная библиотека прав, включающая свыше 1400 полнометражных фильмов и 4000 часов сериальной продукции. С января 2009 года официальный дистрибьютор продукции кинокомпании Paramount Pictures International на территории России и стран СНГ (кроме Украины). В 2010 году компания вошла в число восьми студий, которые получат в 2010—2011 годах государственную поддержку на производство фильмов из Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Только за 5 лет деятельности этой компании, с 2005 до 2010 года, её доход составил свыше $600 млн.

Интересные факты

  • Одним из государственных деятелей, принявших участие в процессах либерализации, повлекших отмену крепостного права в России, был Лорис-Меликов, родившийся в семье армянина в Тифлисе[15].
  • Небольшое село Чардахлу в Нагорном Карабахе, дало Советскому Союзу двух маршалов (Баграмян, Бабаджанян), 6 генералов, четырех Героев Советского Союза, многих офицеров старшего командного состава. в годы Великой Отечественной войны,1250 человек ушли на фронт. 853 были награждены орденами и медалями, 452 пали смертью храбрых на поле боя. По всей вероятности, не только в нашей бывшей Стране Советов, но и за ее пределами трудно найти подобное село, как 16-вековое арцахское село Чардахлу.

Армянское Казачество

М. Т. Лорис-Меликов, атаман Армянского казачества, Министр внутренних дел Российской империи

Армяне-казаки,резервные войска Министрества обороны Армении[16] По мнению декана истфака МГУ, академика С. П. Карпова, первые письменные свидетельства про армян-казаков относятся к ХIV веку и зафиксированы в архивах Венеции и Генуи. Так, согласно этим архивам, армяне-казаки были наемной военной силой (конницей), которые охраняли от набегов Тану и другие итальянские колонии в Северном Причерноморье[17]. Сегодня в России и Армении, действует Совет атаманов армяно-казачьих организаций, которые объединены в международное Армяно – казачье объединение (МАКО). По словам атамана, генерал – лейтенант казачьих войск Карапета Затояна, сегодня,только на территории Армении, зарегистрировано около 5 тыс. казаков-армян. Все они зачислены в резервные войска Министерства обороны Армении, прошли воинскую службу и являются либо офицерами, либо военнослужащими Вооруженных сил Армении.[16] Среди наиболее выдающихся представителей армянского казачества, можно назвать Михаила Тариеловича Лорис – Меликова, стоявшего у истоков Ереванского казачьего полка и возглавившего казачьи формирования в войне с Турцией в 1877-1878гг.[16][18]

Регионы проживания

Наиболее крупные армянские общины проживают преимущественно в городах на Северном Кавказе, в Москве, Московской области и Петербурге, а также в Поволжье, в частности (2002 год[2]):

Регион Численность (тыс.) Доля от общей численности армян в России
Краснодарский край 274,566 24,3
Ставропольский край 149,249 13,2
город Москва 124,425 11,0
Ростовская область 109,994 9,7
Московская область 39,660 3,5
Волгоградская область 26,974 2,4
Саратовская область 24,976 2,2
Самарская область 21,566 1,9
город Санкт-Петербург 19,164 1,7
Республика Северная Осетия - Алания 17,147 1,5
Республика Адыгея 15,268 1,4

Армянский национальный район

С 1925 по 1953 гг. на территории Краснодарского края (в 1925—1934 — Северо-Кавказского, в 1934—1937 Азово-Черноморского края), населённой преимущественно армянами, существовал Армянский национальный район.

Центром района было назначено село Елисаветпольское. Район входил в Майкопский округ. После ликвидации окружного деления в 1930 году район перешёл в прямое подчинение краевым властям.

В конце 1930-х годов термин «национальный район» перестаёт употребляться, и район называется просто Армянским.

С 1943 по 1946 год центром района было село Черниговское.

В 1953 году район был упразднён, а его территория — разделена между соседними районами.

Армяне в России в 1989 составляли большинство в Мясниковском районе Ростовской области, и на территории поссоветов и сельсоветов Сочи[источник не указан 593 дня].

Бизнесмен Тарасов, Артём Михайлович, черкесогай
Файл:Andranik.jpg
Генерал-майор Андраник Озанян
Певица Ирина Аллегрова, донская армянка
Художник Мартирос Сергеевич Сарьян, донской армянин
Писатель Петроний Гай Аматуни, донской армянин
Актёр Георгий Тусузов, донской армянин
Поэт Рафаэл Габриэлович Патканян, донской армянин
Герой России,Тащиев Сурен Амбарцумович, донской армянин

Этнические группы — черкесогаи, амшенцы и донские армяне

  • Черкесогаи (самоназвание «хай», также «горские» или «закубанские» армяне, черкесармяне, черкесские армяне[19] — субэтническая группа армян, сформировавшаяся в Х-XV веках на территории северо-западного Кавказа (современный Краснодарский край и республика Адыгея).

Сюда они начали проникать в Х веке из Крыма, и к ХII веку уже имели значительную колонию на Таманском полуострове. В 1475 г., когда турки окончательно захватили Крым и стали истреблять мирное население, армяне начали активно эмигрировать, при этом часть из них нашла убежище на Кавказе среди адыгов и абхазов, в то время ещё христиан или язычников. Армяне-переселенцы, прожив в горах 300 лет, переняли язык, нравы, обычаи, особенности быта, весь уклад жизни адыгов, среди которых они поселились, однако сохранили своё этническое самосознание и христианскую веру — армяно-григорианскую, близкую к русскому православию. В результате взаимопроникновения двух культур сформировалась новая этническая группа черкесогаев — горских армян (черкесогаев).

C конца XVIII века среди адыгов стал распространяться ислам, и для горских армян возникла угроза потери национальной религии. В конце 1836 года они обратились к начальнику Кубанской линии генерал-майору барону Г. Ф. фон Зассу с просьбой «принять их под покровительство России и дать им средства поселиться вблизи русских». В 1837 году на левом берегу Кубани, против станицы Прочноокопской, возник небольшой аул горских армян. В 1839 году поселение черкесогаев переместилось ближе к устью реки Уруп. Этот год считается официальной датой основания Армавира (первоначальное название — Армянский аул).

В настоящее время черкесогаи проживают в основном в городах Армавир, Майкоп и Сочи.

  • Амшенцы - субэтническая группа армян,проживающих на черноморском побережье.

Амшенский субэтнос сформировался в VI веке, на черноморском побережье Малой Азии, на основе местного армянского населения и примкнувшей к ней 12 тысячной армии (с их семьями) князя Шапухра, из рода Аматуни и его сына Хамама. В VI-ХV вв имели свое полунезависимое княжество на берегу Черного моря,восточнее современного города Трабзон. В ХV веке в результате длительной войны с османами, амшенское княжество было уничтожено и включено в состав Османской Империи,а его князя и войско истреблены. Далее шел длительной процесс насильственной исламизации, в результате часть амшенцев,принявших ислам,сформировались в отдельную группу-хемшилы, которые до сих пор проживают в регионе исторической области Амшен,на территории современной Турции. Остальная часть,не пожелавшая принять ислам, подвергалась долгим гонениям, привлекшим их массовый исход начиная с XVIII века,на территорию черноморского побережья Кавказа, в районе современных Краснодарского края и Абхазии. Сегодня амшенцы компактно проживают на всем черноморском побережье от Анапы до Сухума, местами наиболее компактного расселения амшенцев являются Сухуми, Гагра, Гадаута, Адлер, Сочи, Лазаревское, Туапсе, Геленджик, Новороссийск, Анапа, Апшеронск. В ряде из вышеперечисленных районов амшенцы составляют большинство населения.

  • Донские армяне - так же употребляются названия "анийские армяне" или "крымско-анийские армяне", субэтническая группа армян, сформировавшаяся на территории Крыма в ХI-ХIII вв., на основе местного армянского населения (с I-V вв.) и примкнувших к ним в ХI-ХIII вв., армян-выходцев из Анийского царства.

Армяне поселились в Крыму в I-V веках, далее их численность постоянно росла, особенно в ХI веке. Это были беженцы из Анийского царства. Спустя еще полвека, другая большая группа беженцев из Ани, которая жила до этого в Киликии, переселилась в Крым. Киликия — это древнее армянское государство на берегу Средиземного моря, которое было основано армяна­ми к концу XI века и просуществовало около 300 лет (1080 - 1375 гг.). В 1375 году египетский султан Мелик-эль-Ашреф-Шабан уничтожил это госу­дарство. Впервые генуэзцы появились в Крыму в 1281 году при крымском хане Оран-Тимуре. На купленной у хана тер­ритории они устроили торговую факторию, осваивали при­брежные районы Крыма. Крымские татары располагались в основном в степной части полуострова. Благодаря большому притоку итальянцев из Генуэзской республики, эта факто­рия быстро разрослась и в XIII—XIV веках стала крупным торговым центром под именем Кафа (нынешняя Феодосия). Кафа была хорошо укреплена, защищена широким рвом и обнесена валом. Город и все поселения генуэзцов управлялись своим консулом, который находился под властью Генуи. Генуэзцы были фактическими хозяевами всей 'примор­ской части полуострова с городами: Кафа, Солдая (Су­дак), Гезлов (Евпатория), Сурхат и другими, платя хану лишь пошлину с привозимых и вывозимых товаров.

Армяне были радушно приняты генуэзцами, они поль­зовались всеми правами, которые были у тех, и даже име­ли особые привилегии. Армяне и генуэзцы жили довольно дружно и при необходимости рука об руку защищались от внешних врагов. По инициативе и на средства армян строи­лись оборонительные сооружения, покупалось оружие. Та­кая в общем-то безмятежная жизнь у армян продолжалась до 1475 года, когда турецкий султан Магамет II снарядил флот и повелел дотла разорить и уничтожить Кафу. Нача­лась осада города. Генуэзцы и армяне стойко и мужествен­но защищались, но турецкая артиллерия разбила толстые стены крепости. Часть жителей была уничтожена, другая часть бежала в горы, многие нашли спасение в татарских аулах. Большинство генуэзцев спаслось бегством и поки­нуло Крым. Имущая часть армян и других христиан также покинула полуостров. Они нашли себе убежище в Польше, Молдавии, Валахии и других странах. Крым стал подвластной территорией оттоманской империи. Управлялся ханом, который назначался турецким султаном. Те из армян кто смог уцелеть, в скорое времени смогли восстановить свое экономическое влияние на полуострове. Они составля­ли вместе с греками к тому времени значительную часть го­родского населения в Крыму. Греки также были одним из аборигенных народов Крыма.

Петр I постоянно думал о расширенна границ Рос­сии на юг, о выходе к морю. В 1637 году казаки взяли Азов, но в 1643 г. по требованию российского правительства го­род-крепость был возвращен туркаем. В 1696 г. Петр I ов­ладел Азовом, а в 1698 г. начал строить город Таганрог.

В 1711 году Россия была вынуждена отказаться от сво­их завоеваний в Приазовье и возвратить туркам Азов вме­сте с Таганрогом. Но в 1739 г. утраченные земли были вновь возвращены России. По условиям Белградского мирного до­говора, заключенного с Турцией в 1739 году, Россия не могла иметь в Азове и Таганроге укреплений. Поэтому русское правительство, чтобы надежнее защитить свою южную границу, добилось права на постройку новой крепости в ни­зовьях Дона, между Черкасском и Азовом. Как мы видим, Россия с большим трудом и ценой невероятных усилий про­бивала выход к Черному морю.

В 1774 году в результате войны с Турцией русским правительством был заключен Кучук-Кайнарджийский мир, по которому татарское ханство в Крыму признано было независимым от Турции. Россия усиливает свое влияние в Крыму и серьезно начинает претендовать на то, чтобы стать могучей морской державой. В частности, контролировать Черное море. Для того, чтобы упрочить свое влияние в Крыму, русское правительство возвело на ханский престол своего ставленника Шагин-Гирея, человека для того време­ни образованного и эрудированного. Чтобы поставить ха­на, его чиновников и мурз в еще более зависимое положение от России, правительство Екатерины II задумало эко­номически ослабить ханство, выселив из Крыма греков и армян, так как уплачиваемые ими подати составляли глав­ную статью доходов хана, они держали в своих руках поч­ти всю торговлю, земледелие и ремесленное дело полуострова. Другой немаловажной причиной, побудившей российское правительство организовать переселение армяни греков, было стремление поскорее положить начало колонизации тогда еще безлюдного Новороссийского края. Агенты царского правительства начали вести тайные переговоры с армянским и греческим духовенством, а также с авторитетными представителями этих народов. Многие армянские купцы по своим торговым делам имели деловую связь с населенными пунктами Южной России и, конечно, не прочь были переехать в новые края и здесь широко раз­вернуть свою коммерческую деятельность, тем более в хри­стианском окружении. Ведь армяне страшно боялись, что турецкий султан вытеснит русских из Крыма. Слухи о пе­реселении христианского населения Крыма дошли до хана и его мурз. Хан был в бешенстве. Он требовал разъяснений от российского правительства, лично от А. В. Суво­рова. Официальные ответы гласили о том, что эта акция проводится по просьбе христианского населения Крыма, по человеколюбию и долгу, и, конечно, Россия готова принять своих единоверцев. Татары были очень взволнованы. По их признанию они теряли христиан «как душу из тела».

Отношение к христианам настолько ухудшилось, что греческий митрополит выехал из Бахчисарая в русский ла­герь, а армянский архимандрит счел за благо скрыться в Кафе у своей паствы. Но щедрые подарки и заманчивые обещания русского правительства подействовали на хана и его мурз. Они пошли на уступки. Дело принимало боль­шой размах и сдвинулось с мертвой точки. Командующего русскими войсками в Крыму князя Прозоровского, не согласного с политикой переселения, как и фельфмаршал Ру­мянцев, сменяет в апреле 1778 года решительный и энер­гичный генерал А. В. Суворов. Екатериной II Суворову приказано дело ускорить. Суворов организовывает и коман­дует переселением христианского населения Крыма.


Армяне,одна,еще раньше жили на территории низовьев Дона. Так,армянские купцы обосно­вались одно время в Золотоордынском Азате (Азове)в XIV—XV вв. Еще раньше армянские фактории существова­ли в рамках Хазарского Коганата IX—Х вв. Но массовое переселение армян на Дон осуществилось только в XVIII веке. После полутора лет переселения, связанного с боль­шими трудностями, армяне получили право на постоянное жительство. В устье Дона, на имперской территории, а не на казачьей, с востока крепости Дмитрия Ростовского, где располагался его форштадт Полуденка, был основан армянский город Нахичеван со своими селениями, названный по аналогии с Нахичеванью в Закавказье и существовавшим некогда одноименным армянским городом в Крыму. Назва­ние Нахнчеван следует понимать не как первый привал (что получается при дословном переводе), а как первенст­вующий (главенствующий) среди окружающих его насе­ленных пунктов. Оно отвечало функциональной роли горо­да как населенного пункта армянской колонии на Дону, включавшей также пять селений, расположенных под за­щитой русских крепостей и оборонительных сооружений.[20]

Армянам было даровано со стороны императрицы 86 тысяч га земли "на вечное пользование" (так написано в указе). Армяне на новом месте основали город Нахичеван и 5 сёл в его округе: Чалтырь, Крым, Султан-Салы, Большие Салы и Несветай . Город Нахичеван в 1838 году был переименован в Нахичевань-на-Дону. Город располагался на территории современного Ростова-на-Дону, занимал полностью территорию современно Пролетарского района, также включал Каменку, часть нынешнего Первомайского района и Сурб Хач в Мясниковани (Северный район). Всего через 5 лет после основания, в 1783 году была открыта типография, построены 7 церквей и жилые кварталы,состоящие в основном из двухэтажных домов особнякового типа, в соответствии с распространенными европейскими архитектурными стилями своего времени,с использованием традиционных армянских архитектурных элементов. К началу XIX века Нахичевань-на-Дону стал ремесленно-промышленным и торговым центром. Действовали духовная семинария, женские и мужские гимназии, ремесленное и коммерческое училища. В 1900 году было построено новое здание театра. В общей сложности, в 1819 году в городе действовало 9 благотворительных и просветительских учреждений. В армянских селениях близ города развивались хлебопашество и скотоводство. Город продолжал застраиваться мастерскими, общественными зданиями, расположенными на прямых и широких улицах. Помимо 7 армянских церквей и 1 русской церкви внутри самого города, было построено еще 5 армянских церквей в его округе. Армяне пользовались правами автономии, имея собственное правительство, законодательство,на основе судебника Мхитара Гоша. На всей территории, выделенной армянам, армянский язык имел статус официального, на нем заполнялись судебные иски и решения, издавались газеты, обучались в школах и ставились спектакли в театрах. Так же донские армяне пользовались особыми льготами, первое время они освобождались от налогов и воинской службы.

Надо сказать, что особую роль в жизни армянской колонии на Дону сыграл Иван Лазаревич Лазарев (Ованес Лазарян) — крупный российский государственный деятель (1735—1801 гг.), который приложил немало усилийдля развития и укрепления дружественных отношений между армянским и русским народами. Он был один из семи крупных предпринимателе» и миллионеров России, приложил немало усилий для создания института -восточных языков (Лазаревского института).

В ноябре 1780 года к переселенцам приехал из Петербурга их новый духовный глава — архиепископ князь Иосиф Аргутинский, официальный преемникархимандрита крымских армян Петроса Маркосяна, умершего во время переселения. У донских армян появился свой новый духовный глава. 'Вслед за основанием города и окружающих сел в Нахичеване был учрежден армянский магистрат, то есть судебно-административное учреждение, в котором было сосредоточено внутреннее управление городом и селениями;

Магистрат управлял всеми делами в колонии. В магистрате была должность городского головы. Нахичеванский магистрат распадался на два отдела — армянский и общий. Армянский отдел заведовал всеми делами, за исключением дел уголовных, которые передавались в общий отдел и рассматривались в соответствии с действовавшими тогда общегосударственными законами. Интересно, что судебные дела разбирались и рассматривались на основании обычного права, с одной стороны, а с другой — на основании сборника писаных законов Мхитара Гоша, ученого монаха, умершего в 1213 году. Этот армянский судебник был приспособлен к законам императора Юстиниана.

В селах власть принадлежала духовенству и выборным старостам, которые подчинялись магистрату. Колония имела свой герб, утвержденный в 1811 году, печать. Герб изображал щит, разделенный на две половины наискось. В верхней половине, в серебряном поле, изображены; золотые пчелы, а в нижней половине, в зеленом поле, — золотой улей. Основание Нахичевана как первого торгового и ремесленного города Российской империи конца XVIII века на юге страны продиктовало характер главных занятий его жителей. По-видимому, по своему режиму город был приписан к крепостям и форштадтам, населению которых в соответствии со специальным сенатским указом конца XVIII—начала XIX в. заниматься сельским хозяйством не только не рекомендовалось, но даже запрещалось. Вот поэтому это входило в обязанность армянских крестьян окрестных селений, в чем они значительно преуспевали. Выращиваемое ими зерно вывозилось как на внутренний рынок, так и в зарубежные страны, в частности, парижский хлеб выпекался уже не из крымской, а из нахичеванской муки. Уже позднее, в середине XIX века, в связи с переездом в Нахичеван жителей армянских сел изменился состав городского населения. Многие из горожан стали содержать домашний скот и птицу, а зажиточные — лошадей для личных экипажей, что повлияло на состав строений и планировку городских усадеб.

Коренные горожане — интеллигенция, торговцы и ремесленники скот не держали. Обязательным занятием горожан была торговля и различные ремесла. Выгодно используя предоставленные Екатериной II льготы и местные условия, купцы Нахичевана организовывали торговлю не только в своем городе, но и в Ростове-на-Дону, в Центральной России, на Кубани и Тереке, в Екатеринодаре (ныне Краснодар), Ставрополе, Таганроге и Азове, Ейске и других местах, где были построены здания торговых пунктов по закупке местных товаров и продаже зерна, шелка, шерсти, кожи, сала и иных продуктов. Городские ремесленники занимались производством шелковых, шерстяных, кожевенных и прочих товаров. В 1825 г. по «Статистическому описанию городов и посадов Российской империи» в Нахичеване число фабрик — водочных, рыбных, салотопенных, кожевенных, хлопчатобумажных и других достигало 33. В Таганроге же их было 26, а в Ростове-на-Дону только 12. С 1860-х годов пошел рост ремесленных предприятий. Особенно предприятий, связанных со строительством — кирпичных, черепичных, известковых, кафельных и других. Благодаря развитию торговли и ремесел, а также городского благоустройства Нахичеван вскоре после своего основания стал привлекать внимание видных русских и европейских путешественников и ученых XVIII и XIX веков. Таких, как К. де Барта, С. Палласа, Н. Раевского, И. Безбородко, М. Бжишкяна, А. Демидова,. Гомера де Гелля и других. Они отмечали не только многолюдность, оригинальность образа жизни и быта населения, его большую, чем у жителей южнорусских городов способность к торговой деятельности, хорошую планировку города и армянских селений, но и высокий художественный уровень их сооружений.

В 1928 году Нахичевань-на-Дону был упразднён в связи с включением в состав Ростова-на-Дону. Тем не менее, топоним «Нахичевань» продолжает неофициально использоваться жителями Ростова применительно к соответствующей части города. 10 мая 1926 году решением Большого Президиума Донисполкома, территории населенные донскими армянами,были выделены из состава Аксайского района в отдельный Армянский район,названный в честь погибшего незадолго до того в авиационной катастрофе крупного политического и государственного деятеля большевистской партии, уроженца города Нор Нахичеван Александра Федоровича Мясникова (Мясникяна) С мая 1926 года по 1928 год центром района был город Нор Нахичеван. С конца 1928 года,в виду присоединения города Нахичеван-на-Дону в состав Ростова, центром района был перенесен в село Крым, а с сентября 1929 года и по сей день райцентром является село Чалтырь. В 1929 году в состав района был включён хутор Калинин. В 1933 году в состав района также включается Хапёрский сельский совет с хуторами Недвиговка, Хапры и Мокрый Чалтырь.

Донские армяне говорят на уникальном самобытном языке, сильно отличающимся от литературного армянского. Так же у них сохраняются самобытная культура и традиции, включающие в себя как архаичные традиции Древней Армении, так и культура и традиции народов Крымско-Донского региона, среди которых они живут уже более 1 тысячи лет. Общая численность субэтноса сегодня неизвестна, называются различные цифры от 130 тысяч до 500 тысяч человек, сосредоточенные главным образом в низовьях реки Дон.

Видные россияне армянского происхождения

Литература

  • Ж. Ананян, В. Хачатурян Армянские общины России. — Ереван, 1993.
  • Ц. Агаян Россия в судьбах армян и Армении. — М., 1995.
  • Е.Ю. Фирсов Инварианты армянской диаспоры в российской провинции. — Журнал социологии и социальной антропологии. — 2002.
  • Е.Ю. Фирсов Российские армяне и их исследователи. — Этнографическое обозрение. — Академиздатцентр "Наука" РАН, 2006. — С. 72-91. — ISBN 0869-5415
  • О. Бредникова, Е. Чикадзе Армяне Санкт-Петербурга: карьеры этничности. — Этнические общины Санкт-Петербурга. — 1998.
  • Е. Чикадзе Армяне Петербурга - от общественного движения к общинным институтам. — Диаспоры. — 2000.
  • С. Дамберг, Е. Чикадзе Армяне в обувном бизнесе Петербурга. — Этничность и экономика. Сб. статей по материалам международного семинара (Санкт-Петербург, 9-12 сентября 1999) / Под ред. О. Бредниковой, В. Воронкова, Е. Чикадзе.. — СПб: ЦНСИ, 2000. — 128 с.
  • Л. А. Погосян Армянская колония Армавира. — Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1981.
  • К. В. Корякин Проблемы адаптации и интеграции армян-мигрантов в Краснодарском крае. — Этнографическое обозрение. — Академиздатцентр "Наука" РАН, 2006. — С. 62-72. — ISBN 0869-5415
  • М. Амирханян Армения в русской литературе до присоединения к России. — Ереван, 1976.
  • Акопян В. З. Национальные районы и их официальный язык (Армянские районы Северного Кавказа в 20-е годы). Центр понтийско-кавказских исследований. Краснодар, 1995

См. также

Ссылки

  • Армянское посольство в России
  • Официальный сайт города Армавир
  • Сайт самарских армян

Примечания

  1. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. ↑ Лица России. Проект ИА Росбалт
  3. Лазарев В.Н. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси // История русского искусства М., 1955. Т. 1.С. 396-441.
  4. Возрождение храма /ДЕНЬ/
  5. Халпахчьян О.Х. Культурные связи Владимиро-Суздальской Руси и Армении, м., 1977. С. 13-14; см. также: Лелеков Л.А. Искусство Древней Руси в его связях с Востоком // Древнерусское искусство. М., 1973. С. 55-80.
  6. Анна Бараулина, Алексей Рожков. Продать «Росгосстрах» // Ведомости, № 112 (1886), 21 июня 2007
  7. Павел Миледирн, Ирина Малкова. Как рос «Госстрах» // Forbes, №94, Январь 2012
  8. Пресс-релиз: РОСГОССТРАХ стал единой компанией // RGS.ru, 22 января 2010
  9. ↑ Ушел от государства // Ведомости, 30.09.2010, № 184 (2882) (Проверено 30 сентября 2010)
  10. Совет директоров ОАО Росгосстрах от 28.06.2011
  11. Сообщение о существенном факте “Сведения о решениях общих собраний” — см. подпись под документом.
  12. Анастасия Дагаева. Вылетели из России // Ведомости, № 109 (2131), 17 июня 2008
  13. ОАК пополнится акциями. Коммерсантъ № 10 (4065) (22 января 2009). Архивировано из первоисточника 10 февраля 2012. Проверено 14 августа 2010.
  14. ↑ Свой «Антонов» // РБК daily, 23 апреля 2010
  15. Справочная статья о Лорис-Меликов в крупной энциклопедической интернет энциклопедии Брокгауза и Ефрона
  16. ↑ На Кубани гостили армянские казаки | Маштоц
  17. Карпов С. Причерноморье. Перекресток цивилизаций — 2-я лекция в программе «ACADEMIA» на телеканале «Культура» от 18.05.2010.
  18. Новости - Армения
  19. Л. В. Бурыкина. Черкесогаи Северо-Западного Кавказа в XIX в.
  20. Георгий Багдыков. "Краткая история донских армян" 2006 г. Ростов-на-Дону

Армяне в России.